Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Её социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.
Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Можно говорить об определённой педагогической культуре, которая развивалась на серьёзной научной основе.
На современном этапе развития дошкольного образования важно подобрать такие педагогические технологии, которые не столько будут отвечать стандартам, но и давать возможность выполнять важнейшие социальные функции: устанавливать связи с окружающими людьми, определять и регулировать нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.
Именно этому и был посвящен практикум по использованию современных технологий в развитии связной речи дошкольников, который провела учитель – логопед детского сада Новоселова Ирина Сергеевна.
«Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность», - так начала свое повествование Ирина Сергеевна.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
«Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф. А. Сохин).
Практическая часть практикума началась с защиты тех технологий, которые выбрали педагоги, взяв на себя роль ребенка. При этом они обратили внимание на то, что большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов и пересказывания по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. А подобранные технологии помогут в этом. И еще обратили внимание на эстетическое воспитание: ведь пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.