Что смотреть?

  • Дед мороз и лето (1969) (20 мин.)
  • Зима в Простоквашино (1984) (15 мин.)
  • Большой Ух (1989) (20 мин.)
  • Ивашка из дворца Пионеров (1981) (9 мин.)
  • Умка (В.Попов, В.Пекарь, 1969) (10 мин.)
  • Рикки-Тикки-Тави (1965) (21 мин.)
  • Ёжик в тумане (1975) (10 мин.)
  • Баранкин, будь человеком! (1963) (21 мин.)
  • Мороз Иванович (1981) (10 мин.)
  • Чебурашка (1971) (20 мин.)
  • Цветик-семицветик (1948) (20 мин.)
  • Бобик в гостях у Барбоса (1977) (9 мин.)
  • Винни пух (Ф.Хитрук, 1969) (10 мин.)
  • Гадкий утенок (В.Дегтярев, 1956) (20 мин.)
  • Лягушка путешественница (1965) (20 мин.)
  • Большой секрет для маленькой компании (1979) (16 мин.)
  • Теремок (1945) (25 мин.)
  • Золотая Антилопа (1954) (31 мин.)
  • Серая Шейка (1948) (20 мин.)
  • Бобик в гостях у Барбоса (1977) (9 мин.)
  • В синем море, в белой пене (1984) (10 мин.)
  • Гуси-лебеди (1949) (20 мин.)
  • Молодильные Яблоки (1974) (20 мин.)
  • Варежка (1967) (10 мин.)
  • Василиса Микулишна (1975) (17 мин.)
  • Дядя Степа (1964) (20 мин.)
  • Василиса Прекрасная (1977) (19 мин.)
  • Вовка в тридевятом царстве (1965) (20 мин.)
  • Как львенок и черепаха пели песню (1974) (9 мин.)
  • Кошкин дом (1958) (29 мин.)
  • Бременские музыканты (1969) (40 мин.)
  • Снежная Королева (1957) (55 мин.)
  • Сказка о царе Салтане (1984) (56 мин.)
  • 38 попугаев (1976-1991) 10 серий
  • Жил-был пёс (1982) (10 мин.)
  • Золушка (1979) (18 мин.)
  • Мешок яблок (1974) (20 мин.)
  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (1953) (10 мин.)
  • Мой приятель светофор (1978) (10 мин.)
  • Мойдодыр (1954) (16 мин.)
  • Сказка о попе и его работнике Балде (1973) (20 мин.)
  • У страха глаза велики (1946) (10 мин.)
  • Кто сказал «Мяу»? (1962) (9 мин.)
  • Русалочка (1968) (29 мин.)
  • Старик и море (1999) (20 мин.)
  • Летучий корабль (1979) (18 мин.)
  • Падал прошлогодний снег (1983) (19 мин.)
  • Тараканище (1963) (16 мин.)
  • Охотничье ружье (1948) (10 мин.)
  • Кот-рыболов (1964) (10 мин.)
  • Пластилиновая ворона (1981) (8 мин.)
  • Приключения барона Мюнхгаузена (1967) (16 мин.)
  • Паровозик из Ромашково (1973) (9 мин.)
  • Пес в сапогах (1981) (20 мин.)
  • Подарок для самого слабого (1978) (9 мин.)
  • Мальчик-с-пальчик (1938) (10 мин.)
  • Кот Леопольд (1975-1993) (15 серий по 10 мин.)
  • Трое из Простоквашино (1978), Каникулы в Простоквашино (1980) (по 18 мин.)
  • В стране невыученных уроков (1969) (19 мин.)
  • Дюймовочка (1964) (30 мин.)
  • Крошка Енот (1974) (8 мин.)
  • Тигренок на подсолнухе (1981) (10 мин.)
  • Каникулы Бонифация (1965) (20 мин.)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1950) (30 мин.)
  • В порту (1975) (10 мин.)
  • Маугли (1973) (100 мин.)
  • Аленький цветочек (1952) (42 мин.)
  • Волк и семеро козлят (1957) (10 мин.)

 

Как играть?

Наши дети разучились играть. Почему?

На наших с вами глазах куда-то исчезли дворовые игры. Помните «прятки», «штандер», «классики», «в резинку». Я молчу про «в дочки-матери» и «во дома», «в больницу». Что случилось? И дело тут не только в особенностях восприятия пространства и особенностей работы мозга новых детей. Мы говорим о заорганизованности развития детей в детских дошкольных учреждениях.

Когда всё контролируется взрослыми и нет ни личного пространства, ни личного времени, ребёнок не может проявить себя, оставшись без привычной опеки даже на полчаса. С этим впоследствии напрямую связаны типичные состояния современных подростков, которые не знают, куда себя деть. Так считает доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Елена Смирнова.

— У нас, как только говоришь о дошкольниках, сразу заходит речь об очередях в детские сады, но сейчас ситуация практически отрегулирована. Правда, о том, что проблема реально решена, можно говорить весьма условно, потому что ее решили за счет наполнения групп и так называемого «перепрофилирования» помещений. То есть вместо музыкальных и спортивных залов теперь размещаются группы, и в каждой из них вместо прежних 15–20 детей — по 25, а иногда и больше. Места нашлись, другой вопрос: как сегодня там живут наши дети?

Как психолог могу сказать, что главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность, и навыки общения формируются и развиваются именно в игре. Мы недавно провели специальное обследование и пришли к выводу: в наших детских садах нет ни времени, ни пространства для игры. Все время и большая часть пространства в группе отведены для занятий. Но самое главное — дети не умеют играть.

Как проходило обследование?

— Сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек посетили детские сады, где наблюдали, как играют дети в привычных для них условиях. Воспитателей просили оставить детей в покое на полчаса, чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Найти даже полчаса для свободной игры оказывалось крайне затруднительным.

Я понимаю, это странно звучит: «дети не умеют играть». Но игра — вещь не простая. Она включает в себя сюжет, роль, игровое действие. Ребенку нужно представить себя в воображаемой ситуации, создать пространство игры, договориться о ролях, правилах и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками. Это очень сложная деятельность, включающая и интеллектуальные, и эмоциональные ресурсы ребенка. И эта свободная самостоятельная активность приносит детям огромное удовольствие.

Мы исследовали игру более 100 детей. Игра у наших дошкольников находится на самом примитивном уровне. Пяти-шестилетние дети играют так же, как трехлетние: возят машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Можно было еще наблюдать возню, беготню, гримасничанье. Повторюсь, так могут играть малыши двух-трех лет. Развернутой игровой деятельности у старших дошкольников в детских садах нет.

Почему?

— Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Потому что сейчас так много развлечений, компьютерных технологий, но главное — ребенок должен быть развит и готов к школе. Глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть игры в том, что дети сами творят окружающий мир.

В виртуальной игре они тоже активны.

— Но это другая активность: в заданных, запрограммированных обстоятельствах. В реальной игре дети сами создают свой мир и проигрывают то, что эмоционально переживают именно в данный момент, развивают важнейшие личностные качества и способности. Лишая детей настоящей игры, мы лишаем их самого главного источника жизненно важных сил и возможности выражать себя.

Очень трудно объяснить взрослым, что при жесткой регламентации детской жизни нарушается неотъемлемое право детей на игру (статья № 31 Декларации прав ребенка). Не понимают: кто мешает, как нарушается? Вот вроде бы игрушек полно! Но для настоящей игры ребенку нужно оставлять пространство и время — это именно то, что в наших детских садах отсутствует. Сама система образования устроена так, что дети «перестимулированны» и заорганизованны — они постоянно находятся под контролем. Воспитатель должен строго выполнять программу и составлять план, в котором расписана каждая минута. Детей переводят с одного занятия на другое, у них не остается свободного времени, когда они могли бы что-то сделать сами. Складывается впечатление, что взрослые боятся детской самостоятельности. В результате для свободной игры у детей не остается ни сил, ни времени. Они лишены инициативы, возможности выбора, собственной активности, что, конечно же, тормозит их развитие.

Но дошкольники все-таки нуждаются в повышенном внимании взрослых.

— Внимание и забота не должны превращаться в тотальный контроль. Мы изучали опыт дошкольного воспитания в других странах (в Швеции, Германии, Англии и Норвегии). Там в детских садах время свободной игры составляет от 3 до 5 часов в день. При этом европейские дошкольники имеют право сами выбирать себе партнеров, место и время для игры. У нас же в большинстве садов дети живут под руководством взрослых, которые выполняют принятые начальством планы.

В игре по сценарию взрослых кто-то из детей может проявлять активность, а кто-то нет?

— А где проявлять активность? Если игра строится по сценарию, как пьеса, назначаются роли: ты будешь говорить то-то, а ты — это, это не игра, а участие в постановке. Такое представление демонстрирует полное непонимание сути игры. Ее нельзя превращать в спектакль и нельзя ею жестко руководить.

Дети, привыкшие к тотальному контролю со стороны взрослых, не знают, чем себя занять. Мы наблюдали, как в конце дня, в ожидании родителей, дети, предоставленные сами себе, дергали воспитателей за рукава: «А что теперь делать?» И только в одном детском саду увидели нормальную игру.

Это с чем было связано? Дети другие? Или игрушки?

— Нет, любой ребенок включается в игру, если у него для этого есть условия. Вот в этом детском саду как раз были созданы пространство и условия для игры: была воспитательница, которая внимательно наблюдала за игрой, помогая выбрать подходящий материал, была пещерка, в которой можно было прятаться и устраивать себе жилище. Для игры именно это как раз и нужно: палатки, мостики, домики... Для этого не обязательно специальное оборудование. Можно просто перевернуть стул и превратить его в машину, а под столом сделать домик, накрыв его обычной тряпкой. Это даст возможность переходить из одного состояния в другое, менять роли и разворачивать сюжеты. Но в большинстве наших детских садов этого делать нельзя из соображений безопасности. У нас тотальное недоверие к детям — воспитатель не имеет права оставить ребенка без присмотра ни на минуту. Такое охранение вовсе не защищает, потому что при этом не воспитывается в ребенке ответственность за свое здоровье. И если забота о физическом здоровье детей у нас доходит до абсурда, то забота о развитии личности, как мне представляется, вообще отсутствует.

Еще одна проблема в том, что у нас нет специалистов, которые бы разрабатывали детскую игровую среду. Детские площадки, детские игровые комнаты создают дизайнеры и инженеры, которые, к сожалению, крайне далеки от понимания детской психологии, особенностей восприятия пространства ребенком. Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило, не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней пустоты, которую нечем заполнить.

Правильное питание

О дефиците микроэлементов в Тюменской области и его преодолении

 

По результатам массовых обследований различных групп населения в РФ установлено широкое распространение дефицита микро-, макроэлементов и витаминов (микронутриентов) у большей части детского и взрослого населения.

Тюменская область характеризуется природным дефицитом йода.

На протяжении ряда лет в области изучается распространенность йоддодефицитных состояний (ЙДС) в различных возрастных группах. В процессе исследований был установлен и дефицит железа.

Причиной сохранения и распространения йодо- и железодефицитных состояний является недостаточное потребление населением продуктов, содержащих йод и железо, а так же низкая обеспеченность витаминами, прежде всего витамином С и витаминами группы В, которые необходимы для усвоения микроэлементов организмом.

Йод, как и другие микроэлементы, поступает в организм человека главным образом с пищевыми продуктами и частично с водой. Наиболее богаты йодом продукты моря. Содержание йода в продуктах растительного происхождения зависит от его уровня в почве. При природном дефиците йода на территории Тюменской области содержание его в продуктах крайне мало. Ещё более усугубляет йодный дефицит изменение характера питания, связанное со снижением потребления морской рыбы.

При недостаточном поступлении с пищей йода нарушается синтез гормона щитовидной железы, происходит ее разрастание, в результате возникает эндемический зоб. Другими серьезными следствиями йодного дефицита являются нарушения развития центральной нервной системы, отставания детей в физическом и психическом развитии, увеличение врожденных пороков развития. Дефицит йода снижает иммунитет и, как следствие, наступает большая подверженность инфекционным заболеваниям.

Внешним проявлением железодефицитных состояний является бледность и сухость кожных покровов, синюшность губ, ломкость волос и ногтей, снижение эмоционального статуса; возрастает риск и тяжесть простудных, инфекционных заболеваний.

С целью профилактики развития заболеваний, связанных с дефицитом микроэлементов и витаминов разработаны технологии по производству обогащенных продуктов, в первую очередь продуктов массового потребления.

Основой массовой профилактики йододефицитных состояний является использование йодированной соли, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. При этом соль это дешевый продукт, доступный всем слоям населения. Надо только не забывать постоянно использовать йодированную соль и лучше добавляя её уже в готовую пищу.

Обогащение хлеба йодом, железом, витаминами группы В из муки высшего и 1 сорта, позволяет обеспечить 30-50% суточной потребности детей и подростков в этих микронутриентах при употреблении 200-250 г. хлеба.

Помните: чем разнообразнее наш рацион питания, тем больше пользы он принесет для организма и здоровья в целом! Использование обогащенных продуктов позволит восполнить недостаток витаминов и микроэлементов до необходимой нормы при этом не увеличивая калорийность блюд!

Некоторые правила здорового питания для детей и подростков,
а так же их родителей

1. Питание должно быть максимально разнообразным.
2. Есть следует 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и тоже время.
3. При каждом приеме пищи следует употреблять продукты, содержащие клетчатку, такие как хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель, овощи, фрукты.
                                                   
4. Хлеб и хлебобулочные изделия должны быть из муки грубого помола и муки, обогащенной микронутриентами.

5. Ежедневно в рационе должны быть молоко и молочнокислые продукты, отдавать предпочтение стоит продуктам с малым содержание жира, с наличие добавок, таких как бифидобактерии (бифидокефир, биопростокваша и др.). Минимум 2 раза в неделю необходимо есть натуральный творог.
                                 
6. Рекомендуется заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира, в т.ч. высококалорийные колбасные изделия, на тощие сорта мяса, рыбу, птицу, яйца и бобовые.

7. Каждый день необходимо есть большое количество овощей, фруктов, соков, желательно 3-5 разных цветов. Каждому цвету соответствует определенный набор полезных компонентов.
                      
8. Рекомендуется ограничить количество употребляемой соли. Следует употреблять только йодированную соль, досаливая ею пищу после приготовления.

9. Исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы.
10. Ограничить употребление сахара, кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков, исключить употребление карамели.
11. Следует отдавать предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным и запеченным кулинарным изделиям.
12. Имейте в виду, что правильно сбалансированный рацион питания не обязательно должен состоять из дорогих продуктов. Полноценное питание может быть из обычных, недорогих продуктов, но разнообразных, правильно подобранных и приготовленных.

Подготовлено Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области

 

Подготовлено Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области

Полезные ссылки Рекомендуемый перечень полезных ресурсов в сети Интернет